О прошлом память сохраним...
Андрей Дементьев
Не
смейте забывать учителей.
Они о
вас тревожатся и помнят.
И в
тишине задумавшихся комнат
Ждут
наших возвращений и вестей.
Им не
хватает этих встреч нечастых.
И,
сколько бы ни миновало лет,
Случается
учительское счастье
Из
наших ученических побед.
А мы
порой так равнодушны к ним:
Под
Новый Год не шлём им поздравлений.
А в
суете иль попросту из лени
Не
пишем, не заходим, не звоним.
Они
нас ждут. Они следят за нами
И
радуются всякий раз за тех,
Кто
снова где-то выдержал экзамен
На
мужество, на честность, на успех.
Не
смейте забывать учителей.
Пусть
будет жизнь достойна их усилий.
Учителями
славится Россия.
Ученики
приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!
Борисов Николай Семёнович
Автобиография
Николая Семеновича Борисова занимает полторы странички: «Родился в декабре 1925
г. в селе Владимировка Хворостянского
района Куйбышевской области, в крестьянской семье. В сентябре 1993 г. пошел в 1
класс школы при совхозе им. Масленникова, куда к тому времени переехала семья. В
1943 г., будучи учеником 10 класса, призван в ряды Советской Армии. Участвовал
в боях с немецко-фашистскими захватчиками. При освобождении г. Орла был тяжело
ранен и в феврале 1944 г. демобилизован по инвалидности. Трудовую деятельность
начал в марте 1944 г. в средней школе совхоза им. Масленникова. Работал сначала
библиотекарем, затем учителем начальных классов, преподавателем географии, а с
июня 1958 г. по настоящее время директором той школы, порог которой переступил
1 сентября 1933 года». Здесь почти полностью приведена биография, в
скупых, до предела сжатых строках которой просматриваются не только черты
характера ее автора, человека скромного, не склонного к детализации событий
своей жизни, но и судьбы того поколения советских людей, которое в юности
прошло через горнило Великой Отечественной войны и сначала получало боевые
награды, а уже затем аттестаты зрелости и вузовские дипломы. Но об этом нужно
рассказать подробнее.
Осенью 1941 г. в совхозе им. Масленникова
Куйбышевской области начался сбор теплых вещей для фронтовиков. Одним из первых
на пункт сбора пришел девятиклассник Николай Борисов. В принесенном узле были
валенки, носки, рукавицы, шарфы – все, что смогла собрать семья, глава которой
- Семен Яковлевич - с первых дней войны сражался в рядах действующей армии.
Скоро все в поселке узнали об этом, и, когда затем Николай, выполняя задание
комсомольской организации, пошел по домам, чтобы ускорить сбор вещей, ему не
приходилось тратить много слов на объяснение: личный пример оказался лучшим
средством агитации. Может быть, именно тогда будущий учитель понял, что значит
личный пример, какова сила слова, подкрепленного делом.
Неоднократные
и неопровержимые подтверждения этой истины он получил позднее, когда после
призыва и краткосрочной подготовки на курсах радиотелеграфистов попал в
действующую армию. В ту пору, а это были весна и лето 1943 г., на Центральном
фронте, где ему довелось служить в период противостояния огромных группировок
советских и немецко-фашистских войск, а затем и в ходе Курской битвы, одного из
самых крупных и ожесточенных сражений Великой Отечественной войны, Борисов не
раз воочию наблюдал изумительные примеры личного мужества и отваги бойцов,
командиров и политработников, прежде всего коммунистов. Комсомолец Николай Борисов следовал их примеру.
Когда предстояло совершить разведывательный рейд по тылам противника, он в
числе первых вызвался участвовать в этой опасной операции. И действовал смело
и уверенно, в сложнейших условиях обеспечивая надежную радиосвязь с частью, за
что был награжден орденом Красной Звезды. Второй раз этим боевым орденом Н.
Борисов был награжден за отвагу и воинское умение, проявленные при освобождении
от вражеских войск г. Орла. Однако получил он эту награду много месяцев спустя,
уже после увольнения из армии по инвалидности. В боях на улицах г. Орла Борисов
был тяжело ранен, но, как ни старались медики во фронтовых и тыловых
госпиталях, где лежал Борисов, как ни помогали им терпение и выдержка,
проявленные самим раненым, вернуть его в строй не удалось.
В феврале 1944 г. Н.С. Борисов на костылях
возвратился в родной совхоз.
Став
в марте 1944 г. школьным библиотекарем, Николай Семенович уже в декабре того же
года получил один из начальных классов, оставшийся без педагога. Одновременно
самостоятельно готовился к экзаменам за полный курс педагогического училища и в
1946 г. успешно сдал их экстерном. Пять лет работы в этих классах были годами
упорной учебы и педагогического становления.
В
1949 г. Николай Семенович поступил на географический факультет заочного
отделения Куйбышевского пединститута и в том же году стал преподавать в школе
географию. И это было нелегко — вести курс, вернее несколько курсов —
физической и экономической географии Советского Союза и зарубежных стран,— и
одновременно заочно учиться в институте. Но Николай Семенович успешно совмещал
то и другое. Серьезная подготовка к урокам с использованием, помимо учебников,
научной и методической литературы облегчала освоение вузовского курса. Знания
же, получаемые на геофаке, пополняли научный багаж учителя, позволяли
совершенствовать преподавание и воспитание детей. Николай Семенович учился всю
жизнь. После окончания в 1954 г. заочного педвуза он решил продолжить
самообразование, засел за вузовские учебники истории и в 1957 г. овладел
смежной с его специальностью наукой настолько, что смог наряду с географией
преподавать в школе историю.
Сам с юных лет привыкший к труду в совхозе,
Николай Семенович понимал, что именно труд на общее благо является тем
горнилом, в котором закаляются лучшие идейно-нравственные качества. Эта
позиция, ныне не требующая доказательств, три десятилетия назад была далеко на
столь общепринятой. В середине 50-х годов, когда значительно пополнился парк
тракторов и других сельхозмашин, в совхозе были организованы курсы
механизаторов, на которые объявили прием старшеклассников. Добровольцев среди
них поначалу не оказалось. «Что же, тогда я первым записываюсь»,— сказал
учитель географии. Ни загруженность педагогической и общественной работой, ни
последствия ранения, ограничившего движения ноги, не помешали ему пройти курсы
и сдать экзамены по практическому управлению трактором. Н. С. Борисов первым
получил права механизатора широкого профиля. Примеру учителя последовали ученики.
С 1958 г. он становится директором школы.
В это
время школа стала не только общеобразовательной, но и политехнической. Связь
школы с жизнью совхоза крепнет, введено трудовое обучение, создаются
производственные бригады. Сфера деятельности школы расширилась, и вместе с ней
– и заботы директора. Усилия вкладывались постоянно, изо дня в день. Николай
Семенович не уходил из школы, не заглянув в интернат, не проверив, подготовлены
ли автобусы и тракторы, предназначенные для доставки детей, полный ли порядок в
котельной, которая обогревает школу и интернат. Все эти годы вместе со школой
росла и крепла, оснащалась техникой и набиралась опыта ученическая
производственная бригада.
Уроки Николая Семеновича Борисова... Это не только
превосходные занятия с учащимися. Это и не менее мастерский анализ посещаемых
уроков, глубоко продуманные, научно обоснованные и всегда тактичные замечания
и рекомендации коллегам. Это и редкое умение находить общий язык с самыми
«трудными» детьми, и порой еще с их более «трудными» родителями. Умение
заглянуть в их внутренний мир и постепенно, порой незаметно, но всегда
последовательно влиять на них, изменять к лучшему обстановку, в которой живет и
учится ребенок, а вместе с тем его поведение, отношение к учению, труду,
товарищам. Это огромная работоспособность, умение без ущерба для
всех многочисленных служебных и общественных дел неустанно совершенствоваться,
обновлять и пополнять свои знания не только по специальности, но и по всем
наукам, основы которых преподаются в школе. Это, наконец, завидная выдержка,
оберегающая от опрометчивых слов и действий, дар терпения и доброжелательности.
Задатки
многих качеств даются человеку природой. Но их развитие, формирование мудрого и
многоопытного педагога-руководителя, несомненно, результат упорного труда,
воспитания и самовоспитания, образования и самообразования.
В 1960 г. Николай Семенович был удостоен звания
«Заслуженный учитель школы РСФСР», а в
1979 г. – звания «Народный учитель СССР».
Трагическая смерть в 1982 г. оборвала многие
задумки директора, но влияние его все равно чувствуется в школе и поныне.
Личный пример учителя, школьного руководителя. Пример верного служения школе,
детям, народу. В этом, пожалуй, главный источник авторитета Николая Семеновича
Борисова.
Николаем Семеновичем Борисовым был разработан проект нового здания школы, строительство которого было закончено уже после его смерти. Сейчас школа носит его имя.
Вспоминая Николая Семёновича...
Удивительным был этот разговор. Николай
Семенович не успевал не то что мысль завершить, а порой и несколько слов
сказать, как Антонина Павловна кивала: поняла.
Он тремя стопками выложил перед ней тетради по математике, которые его удовлетворили, которые огорчили и которыми он просто возмущен.
- Пояснять не надо, разберусь, - положив руку на тетрадки, остановила директора Антонина Павловна.
Разбор урока, а это был обычный, будничный анализ урока, и дальше шел тем же порядком. Полувопрос – пояснение, замечание – одобрительный кивок или какое-нибудь междометие, означающее: нет, не согласна; похвала – улыбка. Так могут разговаривать только люди, долго и хорошо знающие друг друга.
Он тремя стопками выложил перед ней тетради по математике, которые его удовлетворили, которые огорчили и которыми он просто возмущен.
- Пояснять не надо, разберусь, - положив руку на тетрадки, остановила директора Антонина Павловна.
Разбор урока, а это был обычный, будничный анализ урока, и дальше шел тем же порядком. Полувопрос – пояснение, замечание – одобрительный кивок или какое-нибудь междометие, означающее: нет, не согласна; похвала – улыбка. Так могут разговаривать только люди, долго и хорошо знающие друг друга.
Очень долго, - подтвердила Антонина Павловна
Черненко. – Сорок лет я в этой школе учительствую. Учила и Николая Семеновича.
До конца 1942 года, до середины десятого класса, когда все мои мальчишки встали
из-за парт, подпоясались солдатскими ремнями и ушли на фронт.
Он учился у нее и потом, когда прошитый вражескими пулями и зашитый хирургической иглой, на костылях, вернулся в родную деревню. Инвалид Великой Отечественной войны в неполные девятнадцать лет. Работать он стал в школе, в начальных классах, а у Антонины Павловны брал уроки педагогического мастерства. И эти уроки сослужили ему добрую службу.
Он учился у нее и потом, когда прошитый вражескими пулями и зашитый хирургической иглой, на костылях, вернулся в родную деревню. Инвалид Великой Отечественной войны в неполные девятнадцать лет. Работать он стал в школе, в начальных классах, а у Антонины Павловны брал уроки педагогического мастерства. И эти уроки сослужили ему добрую службу.
Из воспоминаний Черненко А.П.
Когда я училась в четвертом классе, изучали
естествознание и географию. В конце четвертой четверти Николай Семенович
объявил предварительные оценки по географии, и сказал, что у меня – «4», а на
другой день в табеле я увидела «3». Удивилась этому и попросила объяснить. На
что Николай Семенович вызвал меня к доске, задавал вопросы по различным темам,
по карте, и, убедившись в моих знаниях по географии, поставил «5» не только за
урок, но и за четверть, доказав в очередной раз справедливое отношение к
ученикам.
Другой случай был в моей уже педагогической практике. Второклассники писали сочинение на тему «Моя мама». И один мальчик, Григорьев Володя, описал образ матери, а в конце работы поведал о том, что она увлекается спиртным, не ночует дома, а Володя все время ходит голодный. Прочитав это сочинение, я пошла к Николаю Семеновичу и рассказала о ситуации. И директор решил, что этого ученика можно кормить вместе с живущими в интернате. Так продолжалось полгода.
Другой случай был в моей уже педагогической практике. Второклассники писали сочинение на тему «Моя мама». И один мальчик, Григорьев Володя, описал образ матери, а в конце работы поведал о том, что она увлекается спиртным, не ночует дома, а Володя все время ходит голодный. Прочитав это сочинение, я пошла к Николаю Семеновичу и рассказала о ситуации. И директор решил, что этого ученика можно кормить вместе с живущими в интернате. Так продолжалось полгода.
Из
воспоминаний Назаровой Е.А.
Шел 1965 год. Летом проходили
сельскохозяйственную практику на полях. Невдалеке было озеро, на которое ходили
купаться. Ребята хотели надо мной подшутить: толкнули в воду одетой, один из
них дергал за халат, чтобы я оказалась под водой. И вдруг все обратили
внимание, что игра может превратиться в трагедию, потому что я начала тонуть.
Это заметил и Николай Семенович, наблюдавший за нами с берега. Вместе с
учителем В. Пустобаевым Николай Семенович пришел мне на помощь и практически
спас мою жизнь.
Мельникова
Л.В., бывшая ученица
Литература, источники:
- архив учителя Масленниковской школы, краеведа Мельникова И.М.;
- Володин С. Подвиг продолжается: Истоки авторитета. - М.: Просвещение, 1985. - с. 115 - 124;
- Перемена, №7. - Печатный орган ГБОУ СОШ п. Масленниково Хворостянского района Самарской области, 24.02.09.