Главная » В часы досуга » Математический фольклор
- Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
- Вгоре четыре Сашки на траве играли в шашки.
- Шли три попа, три Прокопья попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопья попа, про Прокопьевича.
- Полчетверта четверика гороху, без червоточинки.
- Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.
- Три миллиона лимонов для миллиона хамелеонов.
- У четырех черепашек по четыре черепашонка.
- В один клин, Клим, колоти.
- Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки: три - сегодня, три - вчера, три - еще позавчера.
- Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
- Шесть мышат в камыше шуршат.
- Три свиристели еле - еле свистели на ели.
- Шестнадцать шли мышей, нашли по сорок грошей,две мыши поплоше нашли по две гроши.
- Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
А – 0, Е – 1, И – 2, К – 3, Л – 4, О – 5, П – 6, С – 7, У – 8, Ш – 9.
Зашифрованная скороговорка:
шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Раз, два, три, четыре,
Чай пили, чашки мыли,
По три денежки платили.
Кто не хочет платить,
тому и водить.
- Раз, два, три, четыре, пять,
- Раз, два, три, четыре, пять,
- Раз, два, три, четыре, пять,
- Сидели два медведя
- Сидел король на лавочке,
Две конфетки подарила.
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела.
5. Рыжий, рыжий, конопатый,
Убил дедушку лопатой.
А я дедушку не бил,
А я дедушку любил.
6. Ах ты, Совушка-сова,
В два обхвата голова!
На пеньке сидела,
Головой вертела,
Во траву свалилася,
В яму покатилася.
7. Без четырех углов изба не рубится.
1. Сказка 2. Скороговорка 3. Поговорка 4. Частушка 5. Дразнилка 6. Потешка 7. Пословица Главное слово - загадка
ЗАГАДКА - малый жанр фольклора, представляющий собой "зашифрованное" образное описание предмета, явления или ситуации (Современная иллюстрированная энциклопедия. -М: Росмэн. под ред. проф. Горкина А. П. 2006 год).
- Как одела сто рубах, захрустела на зубах (капуста).
- На странице букваря 33 богатыря. Мудрецов богатырей знает каждый грамотей (буквы).
- Сели на страничке 33 сестрички. Сели рядом - не молчат, нам загадки говорят (буквы).
- Кулик - не велик, целой сотне велит: то сядь, да учись; то встань, разойдись (школьный звонок).
- У меня знакомых - тьма. Не могу их счесть сама, потому что кто пройдет, тот и руку мне пожмет (дверь).
- Сотнями глаз во все стороны глядит (наперсток).
- В два ряда стоят - 10, 20, 100 подряд и квадратными глазами друг на друга глядят (улица).
- 12 братьев равно называются и разными делами занимаются (месяцы).
- Рассыпался горох на семьдесят дорог: никто его не подберет (град).
- Золотист он и усат. В 100 карманах - 100 ребят (колос).
- Лето целое старалась - одевалась, одевалась... А как осень подошла, нам одежки отдала. Сотню одежонок сложили мы в бочонок (капуста).
- Тысяча братьев одним поясом подпоясаны (колосья в снопу).
- Один пастух 1000 овец пасет (месяц и звезды).
- Нас семь братьев. Летами мы равны, а именами разны (дни недели).
"СКАЗКА ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок".
- Близ большой дороги засевал мужик полянку. На то время ехал царь, остановился против мужика и сказал:
— Бог помощь,
мужичок!
—
Спасибо, добрый человек!
— Много
ли получаешь с той полянки пользы? — спросил царь.
— Да при
хорошем урожае рублей с восемьдесят будет.
— Куда же
эти деньги деваешь?
—
Двадцать рублей в подать взношу, двадцать — долгу плачу, двадцать — взаймы даю
да двадцать — за окно кидаю.
—
Растолкуй же, братец, какой ты долг платишь, кому взаймы даешь и зачем за окно
кидаешь?
— Долг
плачу — отца содержу, взаймы даю — сына кормлю, за окно кидаю — дочь питаю.
— Правда
твоя! — сказал государь, дал ему горсть серебра, объявил себя, что он царь, и
заповедал — без его лица никому тех речей не сказывать: — Кто бы ни спрашивал —
никому не говори!
Приехал
царь в свою столицу и созвал бояр да генералов.
—
Разгадайте,— говорит,— мне загадку. Видел я по дороге мужика — засевал полянку.
Спросил у него: сколько он пользы получает и куда деньги девает? Мужичок мне
отвечал: при урожае восемьдесят рублей получаю. Двадцать — в подать взношу,
двадцать — долгу плачу, двадцать — взаймы даю да двадцать — за окно кидаю. Кто из
вас разгадает эту загадку, того больших наград, больших почестей удостою.
Бояре и
генералы думали-думали, не могли разгадать. Вот один боярин вздумал и
отправился к тому мужику, с которым царь разговаривал. Насыпал ему целую груду
серебряных рубликов и просит:
—
Объясни-де, растолкуй царскую загадку!
Мужик
позарился на деньги, взял да объявил про все боярину. А боярин воротился к царю
и сейчас растолковал его загадку.
Царь
видит, что мужик не сдержал заповеди, приказал привести его к себе. Мужик
явился к царю и с самого перва сознался, что это он рассказал боярину.
— Ну,
брат, пеняй на себя, я за такую провинность велю казнить тебя смертию!
— Ваше
величество! Я ничем не виновен, потому боярину рассказал я при вашем царском
лице.
Тут вынул
мужик из кармана серебряный рублевик с царской персоной и показал государю.
— Правда
твоя! — сказал государь.— Это моя персона. Наградил щедро мужика и отпустил
домой.
(Русская народная сказка в обработке Афанасьева А.Н.)
Математическая "Сказка о злом Квадратном Корне"
В маленькой деревушке в небольшой избушке на
лесной опушке жили Плюс и Минус. Плюс всегда радовался и говорил: "Да!
Солнце светит! Хорошо!" Минус всегда грустил и ворчал: "Нет! Фу! Хоть
бы дождь пошел!" А по соседству жили их друзья Умножение и Деление.
Однажды Плюс, Минус, Умножение и Деление поехали
в город за сладостями, так как были большими сладкоежками. Идя по улице, они
услышали музыку, и там узнали, что в город приехал волшебник Квадратный Корень.
Жители веселого Городка "Числяндия" не знали, что Квадратный Корень очень злой
и коварный тролль. Он пригласил все числа в цирк на веселое представление. И
там все числа начал уменьшать, извлекать из них корни: 16 превратил в 4; 64 в
8. В цирке не было только маленькой Единички, она заболела и не смогла прийти
на представление. Как только Единичка узнала, что Квадратный Корень
злодействует, она позвонила своей бабушке, старой мудрой Единице. И та
вспомнила, что, когда она была маленькой, ей рассказывала ее бабушка, что
Квадратный Корень потеряет свою волшебную силу, как только он дважды не сможет
уменьшить число, то есть извлечь квадратный корень. Бабушка сказала Единичке,
что ей нужно искать Нуль. Единичка отправилась на поиски. По дороге она
встретила Плюса, Минуса, Умножение и Деление и всё им рассказала. Они решили,
не теряя времени, отправляться за помощью. Унылый Минус припомнил, что
механиком на каруселях работает молодой веселый парень, по имени Нуль. Когда
друзья разыскали Нуля и всё ему рассказали, он сразу же вызвался помочь числам.
Нуль был очень смелым и не боялся Квадратного
Корня, потому что Квадратный корень не мог причинить ему вреда. Нуль сразу же
подружился с Плюсом и Минусом, ведь если к нулю прибавить нуль или от нуля
вычесть нуль, будет нуль. И только Делению Нуль не понравился, ведь на нуль
делить нельзя!
Смелые друзья отправились на следующее
представление в цирк. В цирке было очень шумно. Числа кричали и ругались друг
на друга. И все они ужасно боялись, что Квадратный Корень уменьшит их еще раз.
И вот, под гром оркестра, на арене появился Квадратный Корень, взмахнул своей
длинной левой рукой, в цирке наступила тишина. "Ну, продолжим! " -
сказал волшебник. "А что если сегодня, мы опять позанимаемся с 16? Вчера
мы превратили ее в 4, сегодня в 2 ".
Несчастная, бывшая 16, как она испугалась! Но
вдруг на арену выскочил парень и крикнул: " Многоуважаемый маг и
волшебник, многоуважаемый Квадратный Корень! Уменьши, пожалуйста, меня!" -
это был Нуль. Квадратный корень решил расправиться со смельчаком, взмахнул
левой рукой, но парень, как стоял на арене, так и стоял. И меньше ростом не
стал, и улыбаться не перестал. Квадратный Корень удивился, затем рассердился,
пробормотал самое сильное заклинание. Ничего не произошло. Ничего!
И, тут на арену вышла Единичка: " Я тоже
хотела бы уменьшиться!"
"Не получилось с парнем, уменьшу
девчонку!" - подумал волшебник. Кружил вокруг нее Квадратный Корень,
кружил, выкрикивал заклинания, призывал на помощь всю магию, и 3 и 4, и, даже n, всё без толку. Стоит Единичка, ничего ей не делается.
Внезапно все зрители - числа увидели, что Квадратный Корень начал бледнеть и
вдруг совсем исчез. А все уменьшенные числа стали превращаться сами в себя. К
ним возвращался не только прежний облик, но и их доброта.
И все в Городке "Числяндия" стали жить по-прежнему весело и радостно. Нуль кружил на каруселях маленькие числа. Единичка поехала в гости к своей бабушке. А Плюс и Минус, вернувшись в свой домик, реже спорили.
(Козина Е. - студентка Зубово - Полянского педагогического колледжа)
Математическая сказка "Чудесный подарок"
Жили в стране Математике числа. Жили, не тужили, но друг с другом не дружили. Числа весело проводили время, и стало им скучно от безделья.
В то время они узнали о
великом волшебнике, посетившем их страну. Пришли они к волшебнику и рассказали
о своей грусти.
Волшебник выслушал их
внимательно и задал вопрос: "А хотите ли вы жить в мире и согласии?" Все числа
дружно согласились, но высказали опасение, что у них это может не получиться.
Тогда волшебник подарил каждому волшебную палочку. Он сказал им: "Если вы будете
правильно распоряжаться своими палочками, то принесёте пользу не только себе,
но и людям!" Числа удивились необычному подарку и стали задавать множество
вопросов. Но волшебник тихо удалился.
Числа получили свои
волшебные палочки, но никак не могли понять, что же за тайна в них заключается.
Каждое число подумало, что получила вместе с палочкой неведомую силу, которую
можно применить друг против друга.
Стали они пробовать и
что-либо предпринимать. И заметили. Если одно число протягивало в ссоре палочку
против другого числа, то оно само становилось меньше на столько, сколько
значило другое число. Например:
Если два числа скрещивали свои палочки при приветствии, они сразу увеличивали друг друга.
Когда они в споре одновременно направляли палочки друг против друга, они замечали, что увеличивали друг друга в больших размерах. В тех, которых значили сами. И тем самым они становились равными. Их споры становились бессмысленными.
Например:
Но когда они в знак согласия складывали свои палочки, втыкая их в песок, они делились друг с другом поровну. Например:
Им очень понравилась такая жизнь. Без грусти и ссор. Жизнь стала полна новых приключений и загадок. Они были очень благодарны волшебнику за столь интересный, а главное нужный подарок.
Так появились знаки: плюс, минус, умножить, разделить и ДЕЙСТВИЯ: сложение, вычитание, умножение и деление!
(Автор сказки: Сатубалдиев Тимур, ученик 5 класса ГБОУ СОШ п. Масленниково. Рисунки авторские).
Сценарий и презентация к внеклассному мероприятию по математике "Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок". Перейти...
- Без четырех углов изба не рубится.
- Весна да осень - на дню погод восемь.
- Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.
- Два сапога - пара.
- Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.
- Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
- Один в поле не воин.
- Один пашет, а семеро руками машут.
- Кто скоро помог, тот дважды помог.
- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
- Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.
- Раз солгал - навек лгуном стал.
- Руки поборют одного, знанье - тысячу.
- Трус умирает сто раз, а герой - один раз.
- У ежа одна сила - колючки.
- На одном месте и камень мхом зарастает.